Китайская каллиграфия

Китайская каллиграфия
Китайская каллиграфия – это явление восточной изобразительной культуры, отличающееся сложностью и загадочностью. Не познав это явление, европейцам не понять суть шедевров восточной живописи.

Это относится практически ко всему: горным и водным пейзажам, свиткам, изображающим цветы, птиц, жанровые сцены с участием людей. Все дело в том, что культуре и написанию иероглифов свойственна аналогия законам живописи в части структуры и изображения.

Завершенность произведению восточной живописи придают такие элементы, как подпись или игра слов, поэтическое или философское выражение, сопутствовавшие творческому процессу. Разнообразие форм и стилей восточной каллиграфии воздействует на зрителя подобно живописи. Вообще, китайская каллиграфия и живопись сродни двум неразлучным сестрам, а китайские мастера изобразительного искусства по праву считаются не только каллиграфами, но и художниками.

Владение кистью всегда ценилось на Востоке. К «четырем драгоценностям ученого» китайцы причисляли кисть, бумагу и тушечницу с тушью. Без этого набора предметов не могли обойтись китайские поэты и художники с каллиграфами, ученые и философы. В числе мастеров каллиграфии отметились даже правители Китая. В частности, после правившего в эпоху династии Цин императора Цянь Луна остались его многочисленные шедевры на стеллах храмов.

Подразделение иероглифов

Пиктограммы – схематические знаки для отображения предметов и явлений, которые и послужили основой для возникновения письменности.

Идеограммы – выгодно отличаются от родственных им пиктограмм тем, что способны выражать идею.

Идеофонограммы представлены двумя элементами, передающими соответственно смысл и звучание слова.

Заимствованные иероглифы могут отличаться самостоятельным значением, а также использоваться с целью записи иных слов.

Идеографическое письмо, возникшее на основе пиктограмм, примитивных рисунков, и положило начало китайским иероглифам. Упрощение изображений стало отправной точкой для развития китайской каллиграфии, постепенно трансформировавшейся в оригинальный национальный шрифт.

Каллиграфические стили


Наибольшую известность получили 5 стилей начертания иероглифов:

Чжуаньшу (традиц. 篆書, упрощ. 篆书) – «иероглифы печати» стали использоваться в 8–3 веках до н.э., а статус официального письменного стиля получили во времена царства Цинь. Вариантами письма являются «большая печать» и «малая печать».

Лишу (традиц. 隸書, упрощ. 隶书) – пришло на смену чжуаньшу в качестве официального стиля письменности, в момент, когда стало необходимо повысить скорость письма. Отличительной чертой данного стиля стала квадратная конфигурация иероглифов, в связи с этим данный стиль характеризуется структурной жесткостью и перпендикулярностью черт. У стиля есть также другое, менее распространенное название – цзошу, или «деловое письмо».

Синшу (традиц. 行書, упрощ. 行书) представляет собой каллиграфический стиль, который не характеризуется округлостью или угловатостью. Это усредненный вариант уставного письма и скорописи. «Ходовым письмом» его называют из-за связи с образом идущего человека. Широкое распространение стиля Синшу стало возможным благодаря тому, что он отличается удобством и позволяет развить приличную скорость начертания иероглифов.

Цаошу (традиц. 草書, упрощ. 草书) – обобщенное наименование стилей скорописи (в переводе означает «небрежное письмо»). Для них, как правило, характерно упрощенное и безотрывное написание, плавное и в то же время экономичное.

Кайшу – наиболее популярный каллиграфический стиль, зародившийся на рубеже эпох царствования династии Хань и Троецарствия. Это наиболее популярный каллиграфический стиль, именно с его изучения начинается для новичков освоение китайской каллиграфии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий